Как выглядит рай и ад на самом деле

Как выглядит рай и ад

Как выглядит рай и ад

Все мы живем на этой земле и каждый думает, что же нас ждет дальше. И чем больше тебе лет и чем больше времени прошло, тем чаще мы над этим задумываемся. Каждому человеку хотя бы раз приходил в голову вопрос: Как выглядит рай и ад? Есть множество теорий, гипотез и представление того как выглядит загробная жизнь. И куда же дальше? Возможно дальше и не будет Все люди делят загробную жизнь на рай и ад. Сегодня и мы решили попутешествовать по тем местам и разобраться как выглядит рай и ад. Первая наша поездка это ад.

Привет грешники, наша остановка ад.

Сегодня вы узнаете, где и как вам придется страдать после смерти. А то вы жизнь проживаете и не знаете сколько интересного ждет вас в аду. Конечно, возможно, что он вовсе не существует, но подстраховаться не помешает. И если загробная жизнь существует мы все обречены на ужасные муки. Занимайте свое место в лодке смерти и поехали!

Через подземную реку Стикс, прямо дорогой в загробную жизнь, узнавать как выглядит рай и ад. Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из кругов. Эти круги находятся под землей, самый узкий упирается в центр Земли.

Всего насчитывается девять кругов ада. При входе нас встречают души ничтожных и не решительным, души которые при жизни не создавали ни добра ни зла. Такие себе ничтожества, которые не могут попасть на вечеринку и увидеть самое интересное. А мы путешествуем дальше, у нас вип приглашения.

Круг первый, Лимб, это самый печальный круг ада. Здесь нет ничего интересного, все просто сидят и скучают от того, что им никогда не попасть в рай. На этом круге ада собрались души которые не познали Бога и не крещеные младенцы.

Круг второй, Похоть. Все любители порнографии находятся здесь. Сюда попадают все, кто при жизни покорился греху похоти и извращения. Учитывая, что в современном мире, похоть везде, мы все останемся именно на этой вечеринке. Знаете, здесь довольно уютно, большие скалы и ураган. Ураган будет крутить вас и швырять об те же скалы.

Третий круг, Обжорство. Да, да сюда попадают те, которых много в этом мире. А вы думали, что будете обжираться каждый день и вам ничего за это не будет? Во многих странах дети голодают, а вам лишь бы набить свой желудок. На третьем круге, вам придется сидеть на грязной жижи и есть насекомых. Вы будете гнить, а ваше тело время от времени будет грызть цербер, что присматривает за вами.

Четвертый круг ада, Скупость. На этом круге ада собрались купцы которые постоянно боялись тратить деньги, постоянно откладывая на какие-то безделушки. А также здесь разместились транжиры которые и любили тратить довольно много денег несмотря есть они в них или это чужие. Чтобы не попасть сюда вам придется разумно распоряжаться своими деньгами, что бы не таскать по равнине огромные тяжести и не встречать другие души и не драться с ними в поединках.

Пятая остановка, Гнев. Здесь вы должны контролировать себя, что бы не присоеденится до этих разъяренных душ. Иначе будете биться в грязном болоте Стикса, захлебываясь от ядовитой воды, вместе с другими душами. Под ногами у вас будут лежать души расстроенных и тех кто постоянно жалуется на жизнь.

Шестой круг,  для тех, кто не верит в Бога и плохо отзывается о религии. Лежать вам придется в открытом гробу из камня стенки которого докрасна раскаляет огонь. А следить за вами будут Фурии.

Город Дит, седьмой круг ада. Здесь сидят насильники, этот круг разбит на уровни. Тяжесть греха определяет на каком уровне ты будешь проводить вечность. Тираны и разбойники, самоубийцы, что издевались над собой. Под кровавым дождем, мучиться богохульники, за издевательство над божеством.

Восьмой круг, Злопазухам. В этом кругу есть десять рвов в которых мучаются, на разогретом песке, грешники. Души сводников, подхалимов, вниз головами вмурованы души тех, кто торговал должностями церковными, а по ступням их течет огонь. Немые гадалки, пророки и звездочёты с развернутыми в другую сторону головами. Взяточники кипят в смоле, мучаются годами грабители, внутри очагов горят души лукавых, бесы потрошат зачинщиков раздора.

Ледяное озеро Коцит, последний девятый круг ада. На последнем круге ада собраны самые ужасные грешники. Те, что обманули доверчивых, замороженные предатели родных, по горло замороженные те души, которые предали родину и единомышленников. А в самом центре девятого круга, прямо в самом центре Земли, в лед вморожен Люцифер, он же дьявол. Не очень хорошая картина.

Следующая наша поездка в рай.

Как достоверно выглядит рай и где он находится никто так и не знает. Наверное человек, побывав в раю не захочет возвращаться на землю. Многие исследователи знают ответ на вопрос: Как выглядит рай и ад? Знают, что уже само слово "рай" переводится как сад. Это место где человек полностью соединяется с Богом. Еще в начале всего сущего Бог поселил Адама и Еву в рай, где не нужно было им думать о вещах земных, еде, одежде. Они находились в состоянии идеальном, в состоянии того, когда человек был в гармонии с всей вселенной. Это не просто сад, это город в котором живут разные народы. Скорее всего, речь идет о параллельной вселенной. Где все в гармонии с человеком. Где все по-другому, другие законы, другие города и другие люди.

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Почти в каждой религии или мифологии так или иначе присутствует такое место, куда попадают души тех, кто вёл себя хорошо и правильно в мирской жизни. Вот только понятия о правильности у многих религий слишком уж отличается. Но сейчас не об этом, а о том, как именно выглядит то самое место, которое можно назвать раем в представлении различных религий и верований. Далеко не всегда это просто красивый сад.

Античная мифология — Элизий

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Его называли по-разному: Элийзий, Элизиум, «елисейские поля» или «долина прибытия». Это особое место в загробном мире, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Сначала считалось, что на Острова блаженных Зевс может поселить лишь героев четвёртого поколения, погибших в сражениях. Но позже Элизий стал «доступен» для всех блаженных душой и посвящённых. Среди тенистых аллей праведники проводят блаженную жизнь, устраивая спортивные игрища и музыкальные вечера. Кстати, именно от этого слова произошло имя Елисей и название парижского проспекта Елисейские поля.

Славянская мифология — Ирий

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Восточнославянская и восточнопольская мифология представляла рай как некую мифическую страну, которая находится на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. То же название имеет райское мировое дерево, у вершины которого обитают птицы и души умерших. Ирий — это местом на небе или под землёй, куда отправляются и где обитают души умерших предков, куда на зиму улетают птицы и насекомые, а также уползают змеи. По народным поверьям туда первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи), а последним — аист.

Армянская мифология — Драхт

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

В древнеармянской мифологии часть загробного мира − райское место, куда попадают праведники, называлась Драхт. В Драхте стоит Партез — райский сад, посреди которого растёт мировое древо жизни − Кенац цар, являющееся центром мира и символом абсолютной реальности. При рождении человека дух смерти Грох записывает на лбу человек его судьбу. На протяжении всей жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Грешники, идя по Мазе Камурджу, скользят и попадают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк (аналог ада), а праведники проходят по мосту и попадают в Драхт.

Скандинавская мифология — Вальхалла

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Дословно переводится как «дворец павших» — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Вальхаллой правит сам Один, восседая на Хлидскьялве. По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Древнеегипетская мифология — Поля Иалу

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Часть загробного мира, в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти — «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина. Именно Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Христианство (Ветхий Завет) — Эдем

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Райский сад, который согласно Библии был первоначальным местом обитания людей. Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом.

Христианство (Новый Завет) — Царство Небесное

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Новый смысл рая, уже после грехопадения, раскрывается как «Царство Небесное», куда вновь открыта дорога людям, но уже после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.

Ислам — Джаннат

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Джаннат — это такое место, в котором после Судного дня будут вечно прибывать мусульмане-праведники. Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.

Буддизм — Сукхавати

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

В буддийской мифологии рай, управляемый буддой Амитабхой. Почва и вода в Сукхавати благородна, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Сукхавати — бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. Вообще, буддисты верят, что после смерти тела душа умершего человека переселяется в другое тело. Эти многократные переселения души из тела в тело на языке буддизма называются сансарой. Рай и ад, правда, существуют. Но это не место для вечного блаженства и вечных мучений, это просто одно из переселений души. После временного пребывания в раю или аду души снова возвращаются в земное тело. После долгого, очень долгого пребывания в сансаре души особенно заслуженных праведников попадают в особое место и в особое состояние, которое называется нирваной. Нирвана похожа на рай тем, что — это тоже блаженство и при том блаженство вечное. Однако в отличие от рая в нирване нет никаких форм деятельности, это блаженство, похожее на сон.

Человечество во все времена верило в существование особых миров, куда люди отправляются после своей смерти. По древним поверьям хороший человек в конце прожитой жизни отправляется в рай, а вот грешника ждет дорога в ад. Какой вид имеют эти два особых места, никто не может сказать. Поэтому не удивительно, что многих людей интересует, как выглядит рай и ад. Примерно представить себе эти удивительные миры позволяют различные фото и картинки, которые размещены в книгах и на страницах интернет-порталов.

Как выглядит рай

Рай – это место, куда мечтает отправиться каждый человек, когда настанет время попрощаться с жизнью. У приверженцев разных религий были о нем собственные представления.

Как выглядит рай
  • Христианство. Если верить Библии, то именно в раю появились первые люди, Адам и Ева. Они жили здесь до тех пор, пока не вкусили запретный плод.

В христианстве существует два понятия рая. Он может быть первоначальным или обретенным. Первым был тот, где оказались Адам и Ева. В него уже никому не суждено попасть. Второй рай открывает свои врата для душ, которые покинули землю.

Рай многослоен. Отдельный ярус предназначен для определенной группы душ. Каждая из них может постепенно подниматься к верху, если будет следовать законам божьим.

  • Ислам. В этой религии рай имеет вид плодоносящего сада, в котором все цветет и благоухает. Здесь нет места горю и болезням. Рай окружен стенами из красивых камней. Тут есть медовые и молочные реки. Мужчины, попавшие сюда, получают обещанных им красивых девственниц, а женщины обращаются в очаровательных гурий. Одним словом, рай в исламе – это прекрасный мир, где исполняются желания.

Рай состоит из сотни разных уровней, которые разделены высокими стенами. Они находятся друг от друга на расстоянии одного столетия.

  • Иудаизм. В религии нет источников, которые дают полное или частичное описание рая. Люди не получают обещание вечно пребывать в этих краях после своей смерти. Считается, что праведники спустя некоторое время воскрешаются и обретают вечную жизнь на земле. Вот только она уже меняет свой прежний вид, становится более совершенной и гармоничной.

Рай в мифологии

рай Ирий

В древние времена до появления религий люди тоже верили в существование особых миров, куда отправляются души людей. Были придуманы такие виды рая:

  • Ирий. Существовал в славянской мифологии. Он мог быть Змеиным и Птичьим. Первый имеет вид огромной ямы, куда уползают все гады с наступлением зимы. В этом раю есть огромный камень, который помогает змеям не погибнуть. Во второй осенью улетают птицы. Весной они возвращаются домой вместе с чистыми душами младенцев.
  • Валхалла. Упоминания о рае можно увидеть в германо-скандинавской мифологии. Эти края созданы для храбрых рыцарей. Им посчастливилось поселиться в большом дворце с куполом из прозрачной материи. Ежедневно они убивают одно и то же животное, которое кормит их своим мясом. По вечерам рыцарей навещают юные красавицы, выполняющие все их прихоти.
  • Иару. Принадлежит египетской мифологии. Этот рай находится в подчинении Осириса. Чтобы в него попасть, душе необходимо пережить суд. На основе совершенных при жизни поступков решается вопрос о том, достоин ли человек получить право жить в раю или нет.

И в религиях, и в мифологии людей призывают стремиться к попаданию в рай. Ведь только там они смогут приблизиться к Создателю всего живого.

Как выглядит ад

Ад является полной противоположностью рая. Сюда попадают люди, которые при жизни совершали отвратительные поступки. И теперь им приходится целую вечность расплачиваться за это самым жестоким образом.

Как выглядит ад

Все религии говорят про ад по-разному.

  • Христианство. В аду грешники и павшие ангелы переживают вечное наказание. Одна из концепций религии говорит о том, что однажды здесь оказались не только души плохих людей, но и праведников, которые не заслужили этого. Но им удалось вознестись на Небеса благодаря Христу.

Физической кары в аду не боится ни один грешник. Поэтому их настигает моральное наказание. И нет этим мучениям конца.

Адом руководит Люцифер, сверженный ангел света. Именно он выступает в роли палача людей. Наказывая других, он искупает собственный греховный поступок.

  • Язычество. Так уж сложилось, что у приверженцев этого направления не было ада. Он возник после появления христианской веры. Люди верили лишь в том, что после кончины душа человека уходит в другой мир, в котором созданы все условия для ее дальнейшего существования за пределами земли.

Ад в литературе

Многие писатели любили говорить об аде в своих произведениях. Особенно ярко это место описано в книге Данте «Божественная комедия». Кто ознакомлен с ней, тот знает, что ад в такой интерпретации имеет 9 кругов. В самом центре находится его правитель Люцифер, заточенный в вечные льды.

Ад в литературе

У Аристотеля были свои мысли по поводу существования ада, которые он изложил в «Никомаховой этике». Великий философ разделял таинственный мир для грешников на несколько отдельных разрядов. По его мнению, ад имеет вид воронки, конец которой упирается в центр земли. Души размещаются в ней в следующем порядке:

  • Начало ада отведено для людей, так и не сумевших познать Бога.
  • Ниже находятся души чревоугодников, на которые обрушивается дождь и град.
  • Далее расположено место для скупцов и расточителей.
  • После идут еретики, самоубийцы и убийцы.

Девятый круг предназначен для самых ужасных преступников, среди которых Брут, Кассий и Иуда. Люцифер собственноручно наказывает их за совершенные проступки.

У каждого человека имеются собственные представления о том, как должен выглядеть ад и рай. Самое интересное, что даже те люди, которые никогда не придавали религии никакого значения, ближе к концу жизни начинают задумываться о том, куда именно попадет их душа. Они начинают переосмысливать совершенные ранее поступки, делают попытки исправить свои грехи. И все это ради того, чтобы заслужить место в раю. Ведь никто не желает оказаться в настоящем аду, где душе предстоит провести вечность в муках.

Во многих религиях есть представление о рае. Рай - это место счастья, блаженства, божественного присутствия, изобилия. Но не во всех религиях рай выглядит одинаково. Даже в авраамических религиях рай представлен по-разному.

Как выглядит рай в иудаизме, христианстве и исламе

Иудаизм. Главной книгой в иудаизме является Тора. В Торе описывается жизнь первых людей Адама и Евы в райском саду - Эдеме. Эдем - это земной рай. Там они могли жить вечно, контролировать весь земной мир, они были хозяевами, венцом творения.

Эдем - это утраченный рай, который был на земле. После грехопадения Адама и Евы их душа и тело испортились. Поэтому рай возможен лишь после пришествия машиаха, который установит праведное царство на земле, все мертвые воскреснут, после Страшного суда праведники будут жить в блаженстве и изобилии, они смогут видеть райских существ, ангелов, как это было во времена Адама и Ева в Эдеме.

Подобная концепция рая есть в зороастризме и исламе.

Лукас Кранах Старший "Райский сад"
Лукас Кранах Старший "Райский сад"

Христианство. Христианское представление о рае выразилось в идее о Царстве Божьем. В христианстве нет идеи о возвращении в изначальный рай, богословы утверждают, что состояние Адама и Евы - это лишь начальный этап в развитии человека.

В христианстве вообще нет четкого представления о рае. Кто-то отождествляет рай с царством Бога, кто-то говорит о рае как о месте праведников. Исходя из телеологической концепции христианства целью христианина является "обожение", значит, как таковым раем является именно "общение" с Богом.

Еще одним образом рая является представление о Небесном Иерусалиме, который противопоставлен земному "Вавилону". В Откровении Иоанна Богослова сей "град святой" описан как место пребывания Бога и ангелов. На манер античных городов он имеет высокие стены. Там не бывает ночи, вечно сияет свет, все служат Богу, а древо жизни приносит плоды ежемесячно.

Иоанн Богослов зрит Небесный Иерусалим
Иоанн Богослов зрит Небесный Иерусалим

Ислам. В исламе рай называется Джаннатом. В отличие от иудаизма и христианства, ислам конкретнее описывает рай.

Джаннат огромен, его врата охраняет ангел Ридван. В нем есть уровни для разных категорий праведников. В нем много золота, всё сияем золотым цветом, всё благоухает и цветет. Праведники живут рядом с Аллахом, испытывают вечные блаженства, их окружают текучие реки воды и молока, плодоносные сады.

В каждом саду есть замок, где всё украшено коврами, тронами, подушками, чашами. Везде фрукты, мясо и вино. Людей украшают драгоценности и шелка. Мужчины имеют большеглазых дев-гурий. Мужчины окружены своими сыновьями, в их подчинении находятся юноши, красивые как жемчуг. Про женщин ничего не сказано.

Мужчина и гурии
Мужчина и гурии

Таким образом, концепция рая во всех трех религиях имеет отличительные особенности. В иудаизме это классический рай, который нам знаком из сюжета об Эдемском саде. В христианстве рай имеет более созерцательный и внематериальный характер. В исламе, наоборот, акцент сделан на чувственном восприятии.

Как выглядит рай в иудаизме, христианстве и исламе

Дихотомия рая и ада присутствует в том или ином виде практически во всех религиях. Представления о том, как выглядит жизнь после смерти, различаются, но в основе их — вера в то, что смерть — далеко не конец, по крайней мере, если не для тела, то для души уж точно. Автор Diletant.media Снежана Петрова сравнивает, чем различаются идеи рая в разных культурах.

Изобилие в камыше

Поля Иалу или Иару (то есть поля камыша) — так назывался рай в Древнем Египте. Туда праведники попадали после суда верховного бога Осириса. Это место в целом напоминало земную жизнь, отличалось лишь изобилием: воды, еды и женщин — всего там в достатке.

Конечно, болезни и невзгоды даже не вспоминались. Образ настолько полюбился людям и прочно утвердился в культуре, что впоследствии древние греки взяли его за основу для своего рая.

Игры и пиры под сенью садов

Герои Античности представляли, что рай — острова Блаженных и Елисейские поля — находились по ту сторону Атлантического океана, на краю земли. Прекрасный климат без осадков и сильного ветра, почва плодородна, и урожаи изобильны.

древние греки.jpg

Гомер так описывает рай в «Одиссее»:

Где пробегают светло беспечальные дни человека:

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет Зефир Океаном,

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным.

Чем же занимаются праведники среди тенистых аллей? В лучших традициях Древней Греции они устраивают спортивные игрища и музыкальные вечера.

Испытания, а потом танцы

Представления разнообразных индейских племен о рае различались, но в основе было представление о том, что после смерти душа должна совершить путешествие и преодолеть испытания. На пути ее встречали, в зависимости от культуры, суровые ветра, ливни, священные животные, аллегории грехов и всевозможные искушения.

индейцы.jpg

После успешного преодоления всех опасностей душа достигает прекрасной страны, где цветут деревья, поют птицы, устраивают празднества с фигами и маисовым пивом, танцуют и поют.

Между тем, у ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти. Первым и самым низким из них был Тлалокан — страна воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Второй — Тлиллан-Тлапаллан — был раем для посвященных и описывался как страна бесплотности, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему. Высшим раем считался Тонатиухикан или Дом Солнца, где обитали лица, достигшие полного просветления.

Вечная война и пир

Война была главным делом в жизни викинга. Не мудрено, что и после смерти райским наслаждением человек той культуры почитал бойню и дележку добычи. Души отправлялись кто в Вальхаллу, кто — Фольквангр. Первым правил Один. Он отбирал половину павших в бою, а валькирии доставляли их в чертог. Вальхалла описывалась как гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпирали копьями. У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.

Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день, и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

рай викингов.jpg

Однако не все оказывались в Вальхалле. Кому-то был уготован Фольквангр — место, где царила богиня любви и войны Фрейя. Туда же попадали лучшие из женщин. Душам не удавалось сразиться лишний раз, зато для них всегда были готовы лучшие из женщин.

Там, где птицы зимуют

Ирий — так называли рай в восточнославянской и восточнопольскй мифологии. В их представлении место, куда попадали души после смерти, было прекрасной страной на берегах теплого моря, где зимовали птицы и змеи. С последним связано представление об ирии как о «том свете».

Спокойствие, только спокойствие

Душа каждого буддиста стремится разорвать круги сансары (бесконечной смены рождений и смертей) и выйти в нирвану, которая представляет собой некое небытие, умиротворение и покой. В строгом смысле нирвана — это своего рода постижение некоей безусловной истины, освобожденный разум, не имеющий более связей с бренным миром.

рай буддистов.jpg

По версии одного направления буддизма — Тхераваду (Учение старцев) — нирваны может достигнуть только узкий круг лиц, монахи. Сторонники другого течения — Махаяны (Большая колесница) — более лояльны к простым смертным, и допускают мысль, что миряне также могут преодолеть водоворот сансары.

В более поздних учениях освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе будды Амитабхи — создателя рая, где души нирваны и становятся бодхисатвами (теми, кто облегчает страдания людей, ведет их за собой по пути спасения).

Чувственные радости под музыку

Индийская мифология насыщена красочными описаниями райских мест. Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями.

индуизм.jpg

В индуизме заоблачные мифы являются областями красоты и радости, населены разнообразными божествами. Доступ сюда обретался соответствующим образом жизни и правильным выполнением ритуалов.

Рай будущего

Христианский рай будет создан после конца света как аналог земли и новое место жизни душ праведников в компании с Богом. Что же делают души сейчас, спросите вы? Ожидают конца света в некоем «временном раю» где-то на небесах. Там нет понятия и чувства времени, поэтому наблюдать за смертными они могут бесконечно долго.

_Эдем_ Лукас Кранах-старший.jpg

Образ рая — один из самых популярных в искусстве. Для его описания использовалось все прекрасное, что только смог найти человек на земле.

При этом представление о рае характеризуется неким развитием. Первые люди жили в плодородном саду, не знали болезней и бед, но нарушив табу, были изгнаны в мир страданий и испытаний. В результате победы Иисуса Христа над адом будет создан тот самый рай, куда попадут души праведников, которые пока ждут конца света.

Ходатайства о конце света как райское наслаждение

Считается, что каждому иудею уготовано место и в саду эдемском, и в геенне огненной. Умерший займет одно из них, а какое — будет решено по земным делам его. Причем у некоторых грешников есть шанс, искупив свои плохие дела, перейди из ада в рай.

Последний описывается так: праведники сидят за золотыми столами или под роскошными балдахинами и пируют. По другой версии, в раю не будет ни чувственных наслаждений, ни деловых отношений, ни соперничества между людьми; праведники будут восседать в венцах, наслаждаясь сиянием божественного присутствия.

В раю праведникам не до отдыха: они ходатайствуют перед богом о приближении дня избавления, их к этому призывает Мессия, также пребывающий там в ожидании этого великого дня. Почетное место в раю отводится погибшим мученической смертью за веру.

Созерцание бога как высшее блаженство

В исламе для праведников Аллах приготовил то, что не видел еще ни один глаз, не слышало ни одно ухо и не чуяло ни одно сердце. В раю растут всевозможные растения и текут четыре реки: из воды, молока, вина и меда.

Мужчины отдыхают от трудов: живут с черноглазыми девственницами и пьют непьянящее вино. Эта чувственность, согласно мусульманским толкованиям, не омрачена грехом и является оправданием воскресения во плоти. Одетые в зеленый шелк, атлас, парчу и золото праведники возлежат на коврах с зелеными подушками в шатрах из драгоценных камней гигантской величины. Главной же наградой за смиренное поведение при жизни будет созерцание бога.

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

О рае на Правмире:

Фильмы о рае:

Слово. От 28 октября. Что такое рай

Добавить комментарий