Синтез искусств - это... Что такое Синтез искусств?

        органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитательные возможности С. и.

         В истории искусства известны разнообразные формы синтеза.

Архитектура

и

Монументальное искусство

постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют

Декоративно-прикладное искусство

(средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.

         Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино — хроники, репортажа и т. д. — в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Общественная потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов искусства в новый синтетический вид. Часто С. и. делает более активной роль публики, например в народных празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (античные

Дионисии

), участники которых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одном у из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).

         Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовы и ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой.

         В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической «соборной» универсальности средневекового С. и. Складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернии) в 16—17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архитектурном пространстве, изобразительная форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определенные черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. С. и. связывается не столько с церковными ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В искусстве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью С. и. становится создание художественной жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

         В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы С. и., прежде всего архитектурно-художественный синтез. Но интерес к проблемам С. и. получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических теориях 19 в. в проблему создания синтетических произведений искусства (нем. Gesamtkunstwerk), которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме как современной основе С. и., способной заменить религиозный ритуал (Р. Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось и синестезии (См.

Синестезия

)

,

зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль «модерн» на рубеже 19—20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители

Конструктивизм

а, «

Баухауз

е»

стремились к созданию целостной художественной среды, активно направляющей жизненные процессы; три этом часто аналитические, образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество утопически рассматривалось как главный фактор «жизнестроения». Значительные работы в области С. и. связаны в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. ч. выставок всемирных (См.

Выставки всемирные

))

,

а также с оформлением празднеств, народных шествий, фестивалей и т. д. В театре 1960—70-х гг. утвердилось стремление к созданию синтетических спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластическом и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира современного человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.

         Идеи С. и. в советской культуре возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды (См.

Монументальная пропаганда

)

,

нашли свое выражение в агитационном искусстве периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших общественные здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со строительством московского метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С середины 20 в. в социалистических странах в связи с созданием новых городов, крупных общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей С. и. получает широкое практическое воплощение (см.

Монументальное искусство

,

Мемориальные сооружения

). С. и. является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам развитого социалистического общества.

         Лит.: Вагнер Р., Избр. статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. [Сб., М,], 1936; Эйзенштейн С., Избр. статьи, М., 1956; Синтез искусств в архитектуре. (Сб.], М., 1963; Громов Е. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн.: Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967; Синтез искусств и архитектура общественных зданий. [Сб.], М., 1974; Damaz P. F., Art in European architecture, N. Y.,[1956]; его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; Sediгпауr Н., Epochen und Werke, Bd 2, W. — Münch., 1960; Bildkunst und Baukunst, B., 1970.

         К. А. Макаров.

        Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63—79 гг.

        Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63—79 гг.

        Портал храма Боробудур с мифологической фигурой «кала-макара». Индонезия. Около 800.

        Портал храма Боробудур с мифологической фигурой «кала-макара». Индонезия. Около 800.

        Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225—36.

        Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225—36.

        Ф. Кювилье. «Зеркальный зал» во дворце Амалиенбург близ Мюнхена. 1734—39.

        Ф. Кювилье. «Зеркальный зал» во дворце Амалиенбург близ Мюнхена. 1734—39.

        Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520—34.

        Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520—34.

        Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484—89. Роспись работы Феодосия, 1508.

        Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484—89. Роспись работы Феодосия, 1508.

        Лестничная пристройка Теремного дворца в Московском Кремле. 1637.

        Лестничная пристройка Теремного дворца в Московском Кремле. 1637.

        А. Н. Воронихин. «Фонарик» во дворце в Павловске. 1807. Кариатида работы В. И. Демут-Малиновского, 1803—05.

        А. Н. Воронихин. «Фонарик» во дворце в Павловске. 1807. Кариатида работы В. И. Демут-Малиновского, 1803—05.

        А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Столовая на выставке «Современное искусство» в Петербурге. 1903.

        А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Столовая на выставке «Современное искусство» в Петербурге. 1903.

        А. В. Васнецов. Мозаика «Космос» в Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге. 1967.

        А. В. Васнецов. Мозаика «Космос» в Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге. 1967.

        Я. Жилите, А. Степонавичюс. Роспись детского кафе «Никштукас» в Вильнюсе. Темпера. 1963.

        Я. Жилите, А. Степонавичюс. Роспись детского кафе «Никштукас» в Вильнюсе. Темпера. 1963.

Проще всего создать что-то новое путем смешения и переосмысливания чего-то старого. Что такое синтез искусств? Это смешение нескольких видов народного творчества. Таким образом появляются новые виды искусств, в которых собирается все лучшее и отбрасывается все ненужное.

Определение

Что такое синтез искусств? Это органическое соединение нескольких разновидностей народного творчества. Зачем он нужен? Путем слияния нескольких видов искусств достигается получение нового художественного явления, которое невозможно создать любым иным способом. Чтобы лучше понять, что такое синтез искусств, можно взглянуть на лучшие архитектурные ансамбли. Здание само по себе уже несет художественную ценность, но только при дополнении его мозаикой, скульптурой и витражами появляется подлинный шедевр. Благодаря комбинации художественных приемов можно раскрыть подлинную многогранность авторской задумки.

Синтез в архитектуре

синтез искусств на телевидении

Еще до нашей эры люди поняли простую истину: совмещая два и более вида искусства, можно добиться полного раскрытия художественного замысла. Как это проявляется в архитектуре? Создавая любое строение, будь то церковь, дворец или жилой дом, творец прежде всего должен понимать, для кого он проектирует здание и какое назначение оно должно нести. Если это церковь, то, входя в нее, человек должен чувствовать свое единение с Богом. Если это жилой дом, то, заходя в него, люди должны чувствовать уют и комфорт. Входя во дворец, человек должен сразу увидеть величие и богатство хозяина. Достичь одной архитектурой этих целей нельзя. Поэтому церкви издревле украшали живописными иконами, фресками или мозаиками. Дворцы декорировались лепниной и скульптурами. В жилых домах нередко используют витражи и текстильный декор.

В качестве примера рассмотрим всем известный Спас на Крови. Этот храм был воздвигнут в память об убийстве Александра II. Само здание невероятно красиво. Но оно поражает зрителя не только архитектурной формой, но и мозаикой.

Синтез в театре

синтез искусств в кино на телевидении

Человек привык созерцать прекрасное. И это возможно прежде всего благодаря синтезу искусств в театре. Мало кто задумывается, смотря представление, о том, как оно создавалось, и о том, сколько людей здесь было задействовано. Театр соединяет в себе драматическое, музыкальное и

художественное искусство.

Ведь, чтобы поставить спектакль, недостаточно просто хорошей пьесы, положенной в его основу. Для того чтобы зритель получил истинное удовольствие, нужно будет нанять музыкантов, которые смогут заставить человека лучше прочувствовать эмоции, переживаемые героями. Также потребуются художники-декораторы, задача которых - нарисовать и создать задний фон, на котором будет происходить действие. А художники по костюмам должны сшить наряды, которые помогут зрителю погрузиться в атмосферу прошлого века или перенестись в далекие восточные страны. Презентация синтеза искусств в театре происходит на каждом представлении. Стоит только понять, сколько сил вкладывается в постановку одной пьесы, чтобы проникнуться уважением к людям, которые ее создают.

Храмовый синтез

синтез искусств на телевидении театр

Главная роль в формировании церковного ансамбля отдается архитектуре. Православные храмы строятся по образу и подобию византийских. Планировка церквей развивается с запада на восток. Главная часть – алтарь всегда обильно декорируется. И тут уже архитектура бессильна. Чтобы сделать презентабельной эту часть храма, потребуется искусство краснодеревщиков и столяров. Храмовый синтез искусств включает в себя творения живописцев. Именно благодаря им церковь приобретает величественный вид. Купол, который символизирует небо, зачастую расписывается вручную лучшими мастерами. Здесь могут быть изображены библейские сюжеты или же иконописные лики святых. Чтобы подчеркнуть величество храмов, их обильно украшают позолотой. Иконостас должен вызывать трепет прихожан. Поэтому над его созданием работают краснодеревщики и живописцы. Церкви всегда строили, не жалея сил и времени, ведь именно благодаря этим строениям каждый православный человек имеет возможность уйти от мирских забот, облегчить свою душу и страдания.

Синтез в кино

синтез искусств в театре кино на телевидении

Все люди любят смотреть фильмы и сериалы. Но мало кто задумывается, сколько сил нужно приложить для их создания. Синтез искусств в театре, кино на телевидении играет огромную роль. И если на сцене многое зависит от пьесы и игры актеров, то для создания фильма этого недостаточно. Конечно, сценарий играет не последнюю роль, так же как и костюмы, и декорации. Но все же мало кто осознает, что работа режиссера, оператора и осветителей тоже важна. Синтез искусств в кино, на телевидении подразумевает работу специалистов практически всех областей. Здесь задействованы художники, писатели, музыканты, инженеры и т. д. Все эти люди помогают гражданам скоротать часок-другой в кинотеатре.

Синтез искусств в кино подразумевает даже зрителя. Ведь именно для него фильмы и выпускаются. Так что нужно знать и понимать, что нравится народу, чтобы создавать не просто проходные киноленты, а бестселлеры.

Синтез на телевидении

Все что говорилось о фильмах, уместно и здесь. Ведь синтез искусств на телевидении подразумевает работу специалистов различных областей. Любой выпуск новостей требует большой подготовки. Нужно написать сценарий обзора главных событий, подобрать одежду ведущему, сделать ему прическу и макияж, а также проработать задний фон. Зрителю не бросается в глаза синтез искусств на телевидении. Театр кажется более достойным понятия искусства. Но это не так. Ведь даже для создания выпуска теленовостей требуется работа большого количества специалистов.

Синтез в искусстве интерьера

храмовый синтез искусств

Заходя в квартиру, мы не задумываемся, как много в ней всевозможных элементов декора. Но если дизайном помещения занимался специалист, то он продумал все мелочи. Ведь, как известно, именно они помогают сделать из разрозненной картины целое произведение. Что же в интерьере является синтезом искусств? Любую комнату наполняет мебель. Ее изготавливали столяры. Картины, украшающие стены, писали художники. Статуэтки, вазы и всевозможные светильники изготавливали мастера декоративно-прикладного искусства. Соединение всех этих предметов способно создать превосходный ансамбль.

Если рассматривать не квартиру среднестатистического россиянина, а интерьер дворца XIX в., то синтез искусств будет более заметен. Дворцовые залы нередко украшались скульптурами, потолок – лепниной, а вместо стекла оконные проемы заполняли витражи.

Синтез в живописи

Мало кто задумывался над тем, как формируется творчество художников. А ведь эти креативные люди берут свои сюжеты из жизни. И развитие живописи возможно только благодаря синтезу видов искусств. Ведь раньше, в X в., люди не знали об объемном рисунке. Художники изображали в основном только иконы. И только с развитием архитектуры к людям пришло понимание объема. Рисуя сначала наброски, а потом и полноценные картины, художники пришли к пониманию объема и перспективы. Благодаря скульптуре стало возможно изображение на двумерной плоскости трехмерного изображения.

Сегодня искусство потихоньку приобретает цифровой формат. Многие художники творят не на бумаге, а на компьютере. Но даже там они умудряются синтезировать искусство. Современные картины очень похожи на фотографию. И именно от этого вида искусств они и берут очень многое. Например, детальную проработку объектов или гиперреалистичное изображение деталей.

Синтез в музыке

Творческие люди часто вдохновляются чужими работами. У музыкантов это тоже практикуется. Зачастую пианист может использовать партию гитариста как вступление к своему музыкальному произведению. Причем звучать мелодия будет по-новому. Назвать это воровством просто не получится, скорее это будет синтез. Нередко музыканты берут вдохновение из литературных произведений. Например, описание волнующего свидания или сцены ревности может натолкнуть композитора на излияние душевных мук, положенных на ноты.

Синтез в декоративно-прикладном искусстве

презентация синтез искусств в театре

Мастера, которые изготавливают предметы, украшающие нашу повседневную жизнь, нередко вдохновляются чужими работами. Что такое синтез искусства декоративно-прикладного? Это сочетание живописи, скульптуры и витража. Керамисты на вазах рисуют картины известных мастеров или же изображают свое видение мира в красках. Художники по стеклу тоже заимствуют идеи из живописи. Изготавливая бронзовые фигурки, мастера смотрят на мраморные статуи. Даже девушки, которые занимаются хендмейдом, часто в своем творчестве заимствуют идеи у признанных мастеров. Таким образом, получаются самобытные творческие произведения, в основу которых лег синтез различных видов искусства. Стоит, конечно, понимать разницу между подражательством и квинтэссенцией собственной идеи.

Синтез в модной индустрии

что такое синтез искусств

Дизайнеры, как и любые другие художники, следят за тем, что творят их коллеги. Ведь что такое синтез искусств? Это заимствование идеи и переработка ее под собственное видение. Как же это проявляется в модной индустрии. Всем известный творческий дуэт Dolce & Gabbana часто кладет в основу своих коллекций произведения мировых художников. А порой они умудряются вдохновляться даже керамической мозаикой. Причем их видение достаточно самобытно. Ведь одно дело - просто скопировать орнамент на ткань, и совсем другое - модернизировать его так, чтобы он гармонично вписывался в фасон платья или юбки.

Сегодня происходит синтез искусств?

Конечно, причем повсеместно. И это происходит не потому, что хорошие идеи у творческих людей закончились. Человек всегда искал вдохновение в прошлом. Отчасти это происходит потому, что люди не хотят терять свою историю. Периодически возрождая ее, можно находить в ней что-то новое. Этим приемом часто пользуются модельеры. Наверное, каждый взрослый человек заметил, что каждые 15 лет мода возвращается. И это не случайно. Люди пытаются переосмыслить прошлое и сделать его частью настоящего. То же самое можно проследить и в живописи. Несмотря на то что сегодня искусство переходит в цифровой формат, рассматривая иллюстрации современных художников к сказкам, вспоминаешь творения старых мастеров. Именно благодаря тому что люди научились синтезировать искусство, у них получается достигать органического соединения и рождения новых форм. Это подтверждает появление театра и кино.

Добавить комментарий